13 августа 2019 г.

Суть постапокалипсиса

Разрушенный мир и герой-одиночка в фильме "Книга Илая"
Постапокалипсис...

Я бы не стал называть это жанром. Как мы не называем жанром любовь или войну. Но есть жанр любовной комедии или военной драмы. Ведь постапокалиптические произведения весьма разнообразны - от сатирического китча вроде "Шестиструнного самурая" до тяжелой рефлексии вроде "Писем мертвого человека".
Для обычного же зрителя п/а - это прежде всего антураж. Смотри - кругом обгоревшие развалины или бескрайняя бесплодная пустошь, по которой бродит толпа мутантов! Увы, это глубокое по смыслу явление в искусстве обычно используется как декорация. А в чем же оно заключается на самом деле?

Вид на разрушенный город в финале фильма "Разделитель" словно вишенка на торте

Первое, что нужно уяснить - это различие п/а и собственно апокалипсиса. Как оказалось, огромная часть аудитории вообще не видит разницы.

Апокалипсис концентрирует внимание на обществе, находящемся в критических условиях, когда социальные институты проверяются на прочность. В такой ситуации все еще есть все формальные признаки Старого Мира - есть правительство и государственные границы, есть полиция и закон, есть обыватели и созданная для них инфраструктура. Но всё это начинает трещать по швам. И тогда нужно бежать и искать укрытие от катастрофы, иначе не выжить. Это порождает множество конфликтов и споров о справедливости и разумности социума, его законов или традиций. Поэтому апокалиптические произведения обычно строятся по принципу нескольких персональных параллельных историй (муж ищет жену, ученый разрабатывает проект спасения, преступник скрывается от правосудия и т.д.). Для примера вспомните такие фильмы, как "Послезавтра", "Война миров" или "Геошторм".

Герои бегут в укрытие от гигантской волны в фильме "Послезавтра"
Но постапокалипсис - это принципиально другая история. Старый Мир уже разрушен. Его больше нет. Нет правительства и полиции, государственные границы стёрты, люди предоставлены сами себе. Ведь самое страшное уже позади. Уже не нужно никуда бежать и искать укрытие. В такой ситуации люди поднимаются из руин и пытаются жить заново, по новым законам. И вот в этом заключается смысл - постапокалипсис рассматривает общество, для которого Старый Мир разрушен, а Новый Мир еще не построен. При этом важно не столько физическое уничтожение прежнего мира, сколько падение всех его ценностей, законов и традиций. Тема жизни и смерти, тема перерождения и обновления - вот, что глобально рассматривает п/а.

Макс Рокатански - классический герой-наблюдатель (кадр из фильма "Безумный Макс 2")
Поэтому классический сюжет п/а строится по принципу travel-сериала, когда герой (часто одиночка, выполняющий роль наблюдателя в этом мире) путешествует из одной локации в другую, и на каждой локации вовлекается в некий маленький мирок со своим социальным устройством и правосудием. А оценивать такое мироустройство уже предстоит зрителю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий